Молитва лермонтова 1837 анализ
Автор — Михаил Юрьевич Лермонтов Первая публикация — в году, после смерти М. Жанр — лирическое стихотворение с элементами элегии. Тема — исцеляющая сила живого слова.Молитва как жанр лирической поэзии М.Ю.Лермонтова
Осень и зиму гг. Лермонтов провёл в Петербурге. Он был уже популярен и его часто приглашали на вечера в светские салоны. На одном из вечеров у Карамзиных он познакомился с Марией Алексеевной Щербатовой.
Современники Лермонтова протестовали против суждений о «безнравственности» и «безрелигиозности» поэта, который был, в сущности, глубоко православным человеком. Это отразилось и в его лирике: среди сравнительно небольшого числа его стихов - четыре носят заглавие « Молитва », то есть претендуют на прямое «возношение ума и сердца к Богу». В статье рассматриваются эти стихи, представляющие разные возможности воплощения единого «молитвенного» чувства. Лермонтов в них чрезвычайно многообразен: от молитвы-«призывания» и прямого « прошения » приходит к откровению Богородичной иконы и к осознанию особенного воздействия молитвенного ощущения на душу человека. Рассмотрение этих «молитвенных» текстов в одном ряду создает впечатление «полного круга» поэтического постижения Божества: от романтического обращения к Всевышнему с осознанием безысходности избранного пути - до иронического « прошения » к «Царю Небесному» избавить от тягот юнкерской жизни; от страстного монолога к Богородице с молением за несчастную возлюбленную - до осознания особенной значимости для христианина «созвучья» молитвенных слов, до создания предельно широкого и общего образа молитвы. Молитва без «призывания» и « прошения » оказывается одновременно и радостной, и «благодатной», предназначенной для «трудной», грустной «минуты жизни».
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением В минуту жизни трудную. История создания — стихотворение написано в период знакомства Лермонтова с княгиней Щербатовой, которая оказала существенное влияние на его взгляды, литературные и духовные. Стихотворный размер — трёх- и четырёхстопный ямб, рифмовка перекрёстная, рифма мужская чередуется с дактилической.